Ворм

Наконец я дочитал эту повесть, я читал её полтора месяца. Супергеройскими сюжетами я теперь сыт по горло. Из этой темы и так сложно выжать что-нибудь интересное, а уж Ворм всё, что можно было сделать хорошего, выдоил до конца.

Повесть огромная. Средняя повесть на английском содержит примерно 100 тыс. слов, маленькие от 40 тыс., большие до 200. Ворм в длину полтора миллиона слов (1 500 тыс.):

Это значит, что когда прочёл 90% книги и читаешь развязку, ещё остаётся прочесть примерно “Анну Каренину”.

В этом есть проблема… (далее)

Обычной книгой если зачитываешься до 2 ночи, то хотя бы дочитаешь её до конца и ляжешь спать. Ворм никогда не дочитаешь, сколько не читай. Даже если держаться до 5 утра, читать останется почти столько же, сколько было. Это как лететь до ближайшей звезды.

Хотя по длине Ворм как 20 обычных томов, но сюжет всё равно похож на однотомные, просто великанский. И стулья в нём великанские, и ложки великанские, а так всё то же самое. В первых главах героиня приткнулась к первым попавшимся маргиналам. Можно было бы подумать, что за 20 томов она повстречает других более важных людей, но нет, всю книгу это и были её лучшие друзья.

Во вступлении автор делает прямо-таки обнадёживающий trigger warning:
Эта книга не для юных или впечатлительных читателей. Тем, кого нужно предупреждать о жестоких сценах, лучше её просто не читать.

Увы, никакой угрозы для юных и впечатлительных читателей нет. Автор слабак: за редким, специально выбранным исключением, до последних глав никто из главных героев не погиб, где должен был. Никто! Все опасности отменились, залечились и чудом миновали.

Тем смешнее это выглядит, что второстепенных персонажей автор перемалывает как мельница, безжалостно и без долгих размышлений. Во время битвы с Левифаном, шедшей целый том, браслеты на запястьях у геров оглашали погибших бесперерывно. Каждые 2-3 страницы новая пачка имён, автор пишет, что кидал кубик: убит, убит, контужен, убит. Многие второстепенные персонажи погибли так бесславно, за кадром, одной строчкой.

Главную героиню Тэйлор в маске зовут “Скиттер”, это по-русски “разбегаться врассыпную”. Она эффективный менеджер. Её сверхспособность — управление тараканами. Вот чего она успела с этим достичь к середине книги:

  • 204 разбойных нападения, из них 127 с телесными повреждениями, 6 на сотрудников полиции,
  • 58 случаев увечий, из них 6 в отношении сотрудников полиции,
  • 33 случая взятия заложников, соучастник ещё в 1,
  • грабёж, вымогательство и соучастник ещё в 1,
  • противоправное заключение, измена родине и соучастник ещё в 1,
  • соучастник в 19 случаях непредумышленного убийства, умышленное убийство сотрудника правоохранительных органов
  • и “не знаю уж, как это посчитают — насовала в глаза человеку личинок. Для самозащиты”.

Убить Тэйлор невозможно. Один злодей телепортировал её в подвал, ослепил, застрелил, поджог подвал, забаррикадировал выход, поджог весь дом, поставил вокруг несколько взводов вооружённых солдат и окружил всё это забором. Это не помогло.

Тэйлор детерминатор. Когда нормальный человек думает “аааиииееаааа у меня нет руки”, Тэйлор думает “трёмя оставшимися пальцами я могу надавить на гашетку и маневрировать, теперь — как мне нанести урон?”

Также, к сожалению, Тэйлор — Марти Сью (Марти потому, что автор мужчина). Нормальный герой поступает некрасиво и читатели хмурятся, он не вызывает симпатии. Марти Сью поступает некрасиво? Ой, но ведь он так сомневался, ну разве можно с него спрашивать больше? Как ему любимому не посочувствовать, ведь у него такая сложная душа.

Причём заметьте различие, например, с Поттером из HPMOR: тот тоже бессмертный всемогущий ходячий аватар Юдковского, но его моральные закавыки честные, это такие вопросы, над которыми любой человек бы замялся. А где нормальному человеку ответ ясен, он ясен и Поттеру, и тот не морочит нам голову своим глубоким внутренним миром, пытаясь оправдать 2×2=5.

В целом с этим можно жить. Тэйлор не делает ничего такого, чтобы за ней совсем противно было следить.

Самое захватывающее в Ворме это главы-катастрофы, как битва с Левиафаном. В них соединены кинематографические панорамы апокалипсиса: бури, наводнения, рушащийся город, — и макросъёмка, когда опасность угрожает самой рассказчице и она перечисляет каждую мелочь и успевает передумать десятки мыслей за доли секунды. Автор знал, как здорово это ему удаётся, и катастроф будет много.

Также, разумеется, интересно смотреть за победами Тэйлор, и повесть умеет не отдавать слишком многое раньше времени. Прокачивает её аккуратно, апгрейдов к силе выдаёт с гулькин нос, в первую очередь новые стратегии, хитрости. Cценами, которых читатели ждут с первых глав, дразнить книга будет долго, но всё-таки они будут. Почти каждая сцена, которую вы ждёте, будет; пустых обещаний в сюжете почти нет.

Кульминация и концовка тоже вполне новогодние, если вы понимаете, о чём я. С Дед Морозом, Снегурочкой, салатом и салютом.

Повесть длинная и во многом несовершенная, иногда я уставал, но бросить читать её никогда не хотелось. Если хотите, чтобы месяц-другой под рукой была всегда увлекательная книга, которой можно себя занять, то обратите внимание. Это, конечно, не HPMOR, но как развлекательное чтение вполне годится.

3 комментария

  1. Артур
    5 December, 2017 в 19:24 | Ссылка

    А как вы читали эту повесть? Неужели с браузера: я что-то не нашёл ни pdf, ни fb2, может, конечно, плохо искал.

    1. himself himself
      5 December, 2017 в 20:15 | Ссылка

      Есть fb2, надо искать по ФИО автора: Worm – John McCrae.

      1. Артур
        5 December, 2017 в 21:04 | Ссылка

        Оу, спасибо, я что-то ограничился поиском только по сайту. Надо что-то делать с моим гугл-фу.

        Ну и отдельное спасибо за наводку: люблю такое.

Напишите комментарий:

Если хотите, можно залогиниться.

*