Может ли пассажир посадить Боинг

Поставил весёлый опыт, который можно пережить только раз в жизни. Я не умею водить самолёты! Об управлении ими знаю только то, чего нахватался из видео на ютюбе. Я загрузил X-Plane, прошёл пару туториалов, поднял в небо Boeing 737-800 (это несложно: снимите тормоз и двигатели на полную) и поставил себе задачу: не открывая интернет и не читая инструкций, посадить самолёт на какой-нибудь аэродром.

Это можно сделать! Я это сделал!

Дальше будут спойлеры. Если вы хотите сами оказаться в сложной ситуации и разбираться только по обрывкам знаний и надписям на приборной панели, не читайте дальше.

(спойлеры)

Что я знал: штурвал управляет рулями на крыльях; на хвосте есть trim, который тоже меняет наклон, он управляется колёсиком. Колёса надо выпускать. Закрылки тормозят самолёт, но помогают лететь на меньшей скорости. Что делают двигатели мы все знаем.
Для начала нужно было как-то оторвать руки от штурвала. Как только я это делал, самолёт начинал крениться. Где-то должен быть автопилот. Поискав, я его нашёл, он умеет поддерживать высоту, и я не сразу разобрался, как, но и набирать/снижать до заданной. В автопилоте можно включить autothrottle, это управление силой двигателя, но мне оно не понравилось, и я управлял сам. (К тому же, оно меняет trim; я так чуть не разбился).

Ура! Самолёт летит! Я осмотрел приборную панель и нашёл, где моё топливо. За ним я следил. Я нашёл рычаг для выпуска колёс, подёргал туда сюда и понял, в каком положении колёса выпущены. Управлять закрылками меня научил туториал.

Надо было найти аэродром. Я разобрался, где бортовой компьютер, но сколько я не просил его запустить какую-нибудь программу, он только всё портил и бибикал. Но! В бортовом компьютере был список ближайших аэропортов с расстояниями и направлениями на них. Я вручную полетел к одному, сверяясь со списком. Как надо чётко выходить на полосу я не знал, поэтому долго летал туда-сюда, промахиваясь немного по углу. В конце концов, расчитал нужный курс и как его корректировать.

Садился издалека, спускался осторожно, сбрасывал скорость закрылками, не обращал внимания на струсивший бортовой компьютер, который орал Five Hundred и SINK RATE! PULL UP!, считая, что в небе лучше и сейчас мы разобьёмся – не знаю, как объяснять ему, что так и надо! Один раз я почти сел. Thirty, twenty, ten, но самолёт отскочил от посадочной полосы, И ТУТ. ВНЕЗАПНО. В МОЕЙ ГОЛОВЕ ПРОСНУЛИСЬ ИНСТИНКТЫ ПРЕДКОВ. Пронеслись перед глазами катастрофы, инструкции, песни, и я без мыслей врубил взлётную мощность и ушёл на второй круг! Вот так я не разбил своего самолёта.

Иногда я заходил кривовато. Иногда летел высоко. Высота это скорость. Один раз самолёт сошёл с ума и начал на малых двигателях лихо набирать высоту, наверху замедлялся и падал, разгонялся и ещё страшнее набирал высоту, и так без всякого моего желания я забрался на 6 километров, откуда долго слезать. В общем, пока я приноровился, у меня осталась где-то четверть топлива. Привередничать уже времени не было, и выбрав какой-то довольно аккуратный заход, я сел с середины полосы. И дальше было как в анекдоте:

– Тормози!!!
– Торможу!!!
– Тормози!!!!
– Торможу!!!!!
– Фух… Что-то полоса короткая.
– Зато какая широкая!

Как включать реверс я так и не нашёл, поэтому тормозил как на велосипеде — шинами. (Я сделал speed brakes: armed, но мало что себе этим купил). Если бы дело было в кино, то это была бы очень напряжённая сцена. Самолёт останавливался медленно и замер за пару метров до травы. Я практически слышал из салона восторженные рукоплескания пассажиров — тех, кто пережил фугоид и повороты под 90 градусов, разумеется.
– Дамы и господа, – сказал я в воображаемый микрофон, и замешкался, что бы такое сказать: – Если бы это было в жизни, мы с вами только что попали бы в Википедию!

Что я вам могу сказать, несмотря на всю искусственность ситуации, если в неё поверить и не жульничать, это отличные приключения! Эйфория от успешной посадки самая настоящая. Ещё лучше было бы на физическом тренажёре, но разбираться на лету там никаких денег не хватит. Час пилотирования на физическом тренажёре дороже часа полёта в качестве пассажира!

8 комментариев

  1. DS
    8 June, 2019 в 10:25 | Ссылка

    В реальности примешивается чувство страха смерти.
    И переменные которые в симуляторе невозможно учесть.
    Что касается виртуального пилотирования, то недавно испытывал похожие ощущения, когда учился сажать бомбардировщик в Вар Тандер.
    Ты летаешь в симуляторе со штурвалом и педалями?

    1. himself
      8 June, 2019 в 13:31 | Ссылка

      Конечно – в реальности ещё и каждый поворот вжимает в кресло или выбрасывает из него! И летал я в хорошую погоду. Были бы тучи, пришлось бы разбираться с заходом по ILS.
      Мышкой летаю, увы)

  2. DS
    9 June, 2019 в 09:44 | Ссылка

    Эх! Не знаю как насчет гражданской авиации и Боингов с их электроникой. Но на самолетах с чутким управлением на мышке невозможно сделать почти ни-че-го. Не то чтобы я фанат симуляторов, но в своё время играл в Ил-2 Штурмовик, с неплохим штурвалом, и по сравнению с мышкой это было просто как небо и земля. А вообще мне что то тоже захотелось полетать на гражданском самолете где-нибудь над своей родной деревней, пойду ка тоже что ли X-plane скачаю..

    1. himself
      10 June, 2019 в 10:39 | Ссылка

      То же самое, сложно очень мышкой. Ещё и постоянно промахиваешься мимо управляющего окошечка, а когда не нужно, по ошибке в него попадаешь.

      1. DS
        10 June, 2019 в 19:21 | Ссылка

        Еще к слову о авиа-сим тематике. На Е3 как раз анонсировали новый Microsoft Flight Simulator. Выглядит просто здорово.

  3. Дринкинс
    14 June, 2019 в 02:47 | Ссылка

    Забавно, но теоретически эти самолёты умеют сажать себя сами с помощью автопилота (и так и делают в нагруженных аэропортах). Надо было просто найти в кабине талмуд инструкции по эксплуатации борткомпьютера и разобраться, как это включается.

  4. Anton
    24 July, 2019 в 16:47 | Ссылка

    При всем уважении, кажется все-таки при качании от себя-на себя штурвал таки управляет наклоном стабилизаторов, тех что рядом с хвостом. Кажется, trim это что-то вроде нулевой точки, относительно которой, штурвал эти рули будет качать. Ну и при поворотах влево-вправо штурвал управляет рулём направления, который есть задняя кромка хвоста. На крылья де есть, если я не ошибаюсь, закрылки (flaps), которые как вы верно указали, управляются отдельно. Ну, может, ещё педпюали управляют чем-то на крыльях.. Как-то так всегда себе это прелставлял

    1. himself
      24 July, 2019 в 23:07 | Ссылка

      Возможно! Я плохо разбираюсь. Про рули высоты запомню, спасибо.

    Ответьте Дринкинс: Я передумал

    Если хотите, можно залогиниться.

    *