Последние три серии – это просто праздник какой-то. Чем дальше, тем больше праздник. В пятой все уже танцуют и водят хороводы, в небо запускают феерверки, и вообще. Костры там жгут из стульев. Если бы Харухи так экранизировали! Если бы, вместо того, чтобы перемешивать серии и рисовать всяких попсовых котёночков, Харухи так экранизировали!
О героях
У меня не так много опыта в сочинении героев для длинных произведений, но сколько раз я не берусь за такое дело, всегда возникает одна проблема. А именно: герои не слушаются руля. Поначалу. Рано или поздно действие набирает обороты, у меня в голове что-то кликает – и я понимаю героя, и с этого момента управлять им легко: я знаю, как он поступит в каждой ситуации, знаю, на что надо давить, чтобы персонаж правильно отзывался, и самое главное – знаю, чем он необычен и интересен.
Но не так с самого начала. Как бы тщательно я не продумывал фабулу, герои для меня всегда – тёмный лес. Я стараюсь подобрать для них качества, которые лучше сыграют в сюжете, но не могу эти качества удержать. Я не могу даже сделать картонных персонажей, поскольку это слишком очевидно плохо, а стоит мне только попытаться придать картону чуть больше разнообразия, как герои растекаются бесформенной лужей, не имеющей ни характера, ни стабильных черт.
Иными словами, когда читатель уже знает моих героев, он чего-то от них ждёт, и я понимаю, чего он ждёт, и могу вызвать в нём правильную эмоцию, нарушив или поддержав эти ожидания. Это как велосипедом управлять на большой скорости – он уже сам едет.
А пока персонаж остаётся рубашкой вверх, он меня смущает. Его поведение зависит от моего настроения, а не от его. Потому, что его в моей голове ещё толком не существует.
Я пробовал бороться с этим разными методами: заставлял себя писать по два-три определяющих качества для персонажа, и потом жёстко следовать только этим качествам. Но это плохо годится для центрального персонажа, уж слишком картонно. Я пробовал писать про героев маленькие истории из их жизни, чтобы лучше привыкнуть к ним, но герои в этих историях оказывались совсем другими героями; видимо, персонажа определяет сюжет и окружение, а не только его собственный характер.
Как вообще сочиняются с нуля герои?
Я, в общем-то, понимаю, что есть вариант “взять из общественного клип-арта”, т.е. “вот, к нам в сюжет приходит персонаж, очень похожий на Рей из Евангелиона. И на тысячу других клонов Рей”. “Вот к нам в сюжет приходит штампованный красавец из яойных фанфиков”. (Да-да, я в курсе, что их там несколько разновидностей; простите – в сортах яоя не разбираюсь). В какой-то мере, наверное, любой персонаж штампован. То есть, возможно, идея – это взять готового персонажа и дать ему несколько уникальных черт? Например, Нагато Юки так сделана. Из той же самой Рей.
О музыке
Редко музыка нравится мне сама по себе, чаще всего я постепенно привыкаю к ней во время просмотра какого-нибудь аниме, и потом впечатление от мелодии создаётся именно остаточными воспоминаниями этого аниме. Проблема в том, что смотрю аниме я гораздо меньше, чем хочу слушать музыки! Опенинги-эндинги от очередного сериала “затираются” и перестают впечатлять уже через 20-30 прослушиваний. Считай, неделю сходил на работу под музыку – три месяца просмотра аниме коту под хвост!
Откуда брать музыку?
О религии
Христианские религии говорят, люди созданы по образу и подобию бога. Это очень интересный принцип. Я ещё не раз о нём упомяну, начну пока вот с чего. Большинство крупных течений полагает, что речь здесь идёт о духовном, а не физическом сродстве. Ну конечно, вряд ли у бога две руки, две ноги и голова (хотя нельзя исключать!). Но давайте проведём параллели.
Если бог похож на нас духовно, а в нас от природы заложено подчинение, это значит – бог тоже подчиняется? Ему тоже указывают свыше добро и зло? У него есть свой бог, которому тот молится?
Получается, наш бог – и сам не очень-то бог? Или мы созданы по образу и подобию, только без свободы от божества? Но разве можно выдрать из механизма одну деталь…
О занятиях
Мне должно быть никогда не скучно, поскольку моё время расписано по минутам – вернее, оно было бы расписано, будь я немного более пунктуальным ботаником. Но даже с учётом моего разгильдяйства постоянно выходит так, что дела занимают меня с головы до ног и остаётся ещё про запас. Про этот самый запас и речь. Всегда есть вещи, которыми очень хочется заняться, но не хватает времени. Они прямо-таки маячат, манят на горизонте; рукой подать – вот только разделаюсь с нынешними делами! Через месяц, через два…
Удивительным образом эти занятия почти никогда не случаются. Просто в тот момент, когда воображаемая линия горизонта начинает обретать хоть сколь-либо реальные очертания – а обычно ещё задолго до того момента, – в это время обнаруживается новое срочное, съедающее время занятие, подчас и без видимого конца. А через месяц – второе, в довесок первому, которое и само, не забывайте, в довесок к десятку дел, волокущихся с времён оных.
И то, волшебное и мощное, на горизонте, так и маячит там недостижимым заходящим солнцем.
Немного подумав, я решил, что мне просто скучно. Хотя и не должно быть. Вероятно, я не верю в свои силы, и предпочитаю оставлять мечты мечтами, а держа их в таком качестве, мысль серьёзно взяться за них не рассматриваю. И мне скучно, в окружении десятков интересных, но предсказуемых занятий – как той машине из рассказа Шекли, которая всё делала по одному разу. Поэтому я подбираю себе что-нибудь новое и трачу время на это, а не на то, чем собирался заниматься.
Бывают же люди, я даже отчасти им завидую, которые умеют всю жизнь посвятить чему-то одному.
Черновичение
Что-то в последнее время я мысленно придал своему дневнику такой высокий статус, что стесняюсь сюда писать. Как же, ведь ему целый мешок лет! Не могу же я портить его послужной список всякой ерундой.
В итоге ерунда скапливается у меня в черновиках, а сюда попадают только обзоры аниме, которые удивительным образом никогда не ерунда, поскольку обзоры же. Серьёзное дело!
Так что объявляется неделя ерунды, в течении которой я буду сюда постить ерунду скопившуюся и писать ерунду новую без всякого стеснения. Я уже начал.
My hobby
На xkcd есть колонка “my hobby”, почему бы не завести свою.
Так вот, my hobby: представлять, что стало бы с разными людьми, если бы их поразило вдруг какое-то страшное несчастье. Если бы у одного доброго писателя, скажем, умерла маленькая дочь – как бы он об этом сказал? Что бы писал после этого? Остался бы его стиль прежним, или это на него повлияло бы?
А что бы я сказал? Иногда я представляю себе жуткие вещи, которые могут случиться с моими близкими, и в бессилии только надеюсь на волю случая – что все эти “пять человек из тысячи” и “каждый восьмисотый” окажутся, как в книге, с кем-то ещё. Ведь они не могут произойти со мной, правильно?
Временами я думаю, что лучше бы жить в мире совершенно одному, без любимых, друзей, семьи, домашних животных. Тогда не надо будет ни за кого бояться. Не надо будет неизбежно ждать, что белая полоса однажды закончится.
Синдром чеховского ружья
Прекрасные идеи становятся плохими, если их использовать чересчур плоско. Например, чеховское ружьё уже стало настолько обыденной вещью, что больше вредит, нежели помогает книгам и аниме. Проблема в том, что чеховское ружьё фактически начисто лишает вторую половину книги (кульминация + развязка) неожиданности. Авторы почти теряют возможность серьёзно влиять на сюжет чудесами. Это как если бы у художника отобрали краски, и заставили оканчивать картину, размазывая кисточкой то, что есть. Использовать только уже введённых в сюжет героев, подчиняться только уже заявленным правилам.
Как хочется иногда, чтобы авторы время от времени рвали-таки “проверенные временем” драматические шаблоны, и вводили в сюжет новых персонажей в последних сериях, ставили бы правила с ног на голову каждые три главы; чтобы книги не были предсказуемыми ни в чём, даже в собственной логике.
И при этом чтобы они всё-таки умели донести свою идею до читателей.
Кто-то скажет, что это произвол; я так не думаю. Это другой виток развития творчества, который проходит точно над произволом, но гораздо выше. Суть интриги в повести строится на том, чтобы загадать читателю загадку, заставить его ждать чего-то, а потом удивить его неожиданным решением – и тем, чего он ждал, и не тем. Важна предсказуемость книги и читательское нетерпение: произвол тем и плох, что не даёт возможности угадывать будущее и чего-то от сюжета ждать. Но чеховское ружьё – это приём обратного хода, он работает в момент, когда ружьё стреляет, а не когда оно висит на стене! Иными словами, суть чеховского ружья не в предсказуемости, а, наоборот, в неожиданности! Ружьё, которые мы заметили заранее – это неудавшееся чеховское ружьё.
Поэтому лучше пальнуть чем-то, вынутым из кармана, нежели создавать ужасную скуку, методично снимая со стены заготовки.