おとこ

Понял забавную вещь, которой долго не замечал.
Есть слово 彦 [ひこ], которое значит “мальчик, молодой человек”. Так это слово парное к 姫 [ひめ] “принцесса, молодая девушка”!

Ну ок, こ это 子 [こ], а め это, получается, девочка (сейчас так не говорят). Но тогда что будет, если в おとめ заменить девочку на мальчика… Барабанная дробь: おとこ! И действительно, так и оказалось. おとこ и おとめ, ひこ и ひめ.

О-о! Мне ещё подсказывают: 息子 [むすこ] “сын” и 娘 [むすめ] “дочь”!

А 女 [おんな], пишут в статье, происходит от старинного をみな, у которого было парное をきな “парень”, которое исчезло. (Осталось 翁 [おきな] старец). き это старая форма こ, み старая форма め, と это соединительный союз (в роли の).

Вопрос-вопрос: おとこ, おとめ, что же такое おとな? Подозреваю, что な то же, что в おきな おみな.

Ещё mind-blower: 君 [きみ] это き (こ) + み (め) = 男 + 女.

Ворм

Если б я заранее знал, что Ворм такой захватывающий! Я как-то по списку глав представлял себе хард-НФ, а это просто подростковый Бличедеснот up to eleven. Прокачка, плохиши, отмщения которым ждёшь не дождёшься, кинематографические бои с невероятными противниками, головокружительные победы! “Кисама, это у тебя не банкай… – Сейчас ты узнаешь, у кого тут банкай!”

Только героиня ещё и не думает о себе много. Она просто решает встающие задачи эффективно, и не только у её врагов, но даже у читателей волосы встают на затылке от того, что добро сделало со злом.

О митингах

Этот пост специально пишу для людей, которые считают, что Навальный идёт на конфликт и выводит людей на несогласованные митинги. Это разумное подозрение, политики могут так поступать. Однако смотрите:

Есть постановление Конституционного суда РФ о понимании закона о митингах. Там сказано:

Понятие “согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти” – по своему конституционно-правовому смыслу – не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения

Затем – что отказ допускается только если место запретное, или заявление подано уже нарушавшим человеком, и ни по какому другому поводу. И наконец:

Публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.

Пока понятно? Запретить – нельзя. Можно только предложить другое место. Если администрация этого не делает, то автоматически согласовано. Это закон.

А теперь смотрите:

Мы и не собирались ни предлагать, ни предоставлять Навальному какое-либо место под митинг. Так что разговоры о том, что ему где-то разрешат, не более чем слухи. Скажу вам категоричнее: мы и в будущем не собираемся этого делать”, – сказал вице-губернатор Петербурга Константин Серов.

Понятно всем, кто такой вице-губернатор Петербурга Константин Серов?

Смотрите дальше:

Прочтите эти ответы, не стесняйтесь. Вы видите здесь “подтверждение органа исполнительной власти“, как того требует Конституционный суд, или “предложение об изменении места и (или) времени“? Я вижу только злоупотребление властью.

Понятно, кто идёт на конфликт и кто нарушает закон?

Не все должны поддерживать Навального. У каждого свои убеждения. Нормально быть его противником. Но лучше всегда отдавать себе отчёт, как на самом деле обстоят дела.

なぐ

Слушайте, так это же, наверное, всё однокоренные слова от なぐ?

  • 凪 [なぎ] “штиль, безветрие” / 凪ぐ [なぐ] “утихать, стихать”
  • 和やか [なごやか] “тихий, мирный, спокойный”
  • 慰める [なぐさめる] “утешать, успокаивать”

Есть ещё такое:

  • 薙ぐ [なぐ] косить (траву и т. п.) — может быть, тоже однокоренное по смыслу “укрощать”?

“Круг света”

Понятно, что на это убили кучу налогов, и могли бы сделать что-то другое, но всё же “Круг света” хороший фестиваль, и на нём красиво. Некоторые ловят себя на неуютной мысли, что им интересно было бы оказаться свидетелями авиакастрофы или стихийного бедствия, почему? Потому, что это необычно, это движения великих сил, которые обычно спят. Когда Останкинская телебашня сыпет со всех этажей феерверками, это тоже движения таких сил, и удивительно наблюдать их. Сегодня вечером и в понедельник-среду можно приехать в Царицыно или на Театральную площадь и если вы похожи на меня, вы не пожалеете, как провели вечер. 27 числа будет какое-то интересное закрытие с японскими феерверками.

Организация бестолковая, светофоры не отключили, пройти никуда невозможно, омон бубнит чего-то в мегафоны, и тоскует, что на этом митинге винтить никого нельзя (всё же без Навального как-то не то). Но если вам хотелось бы, но лень, встаньте и сходите. Через много лет вы забудете, сколько времени потратили, но не забудете феерверк. Жизнь складывается из таких впечатлений.

The Talos Principle

Portal от создателей Serious Sam, который набит попсовой философией. Интерес к этой игре проходит такие стадии:

1. Ох, игрой руководит Голос Бога. Это офигенно.
2. Ох, это Портал.
3. Ох, как же надоела эта унылая псевдофилософия. Особенно помощник Милтона. Бесцельные беседы с 3 неудачными вариантами ответа на каждом шаге это именно то, что убедительно передаёт ваши взгляды на сложные вопросы.
4. Ну ладно, так и быть, я найду все звёзды, пройду все дополнительные уровни, получу все концовки и ачивменты, только не подумайте, что я делаю это ради вас. Хмпф! Google: “как спасти помощника Милтона” “как спасти помощника Милтона, не проходя заново пол-игры” “talos principle быстрое прохождение”

Что в игре хорошо, это паззлы, они действительно захватывающие. Уровни на движке Сериос Сэма большие и красивые. Представьте себе Портал с красочными открытыми уровнями. И много секретов, которые можно с удовольствием искать.
Под конец даже немного проникаешься бестолковым сюжетом, ладно уж.

Похоже, не стоит играть в русском переводе. Голос Бога в нём хороший, и откровенных ляпов нет, но вся игра съезжает на пару ступеней фальшивости. Актриса в звукозаписях так надрывается и заламывает руки, что все её проблемы кажутся чушью. Беседы с Милтоном переведены фраза за фразой, при этом над логикой разговора никто не думал. Мне даже жалко ту часть игры, которую я прошёл на русском: вдруг в английском появился бы смысл?

Episode 3

Все читали пересказ сюжета Half-Life Episode 3, но делают разные выводы. Кое-кто пишет, что это хорошая концовка для серии и типа подходящая. Или что оставили задел под Half-Life 3 с Аликс.

Я думаю, что это просто сюжет третьего эпизода, без особых претензий на финальность, к которому теперь от безнадёги Лэйдло добавил прощание.

Обратите внимание, что последний параграф написан для этого пересказа. Сюжет Episode 3 наверняка заканчивался на возвращении Фримена на Землю. А вот это “all the people I knew are gone” это уже приписка.

Если вычеркнуть последний абзац, то пересказ уже совсем не выглядит как “This is my last episode”. Просто закрытие арки Бореалиса и не более. Нормальный сюжет для третьего эпизода, почему его не сделали – я не понимаэ.

Рабфак

Умер вокалист и композитор группы Рабфак Александр Семёнов.

Они пели “Наш дурдом голосует за Путина” и “Новую песню о правде”, и “Каждому крест”, и даже “Хорошие парни девчонок не бьют” (всё с нецензурной лексикой).

Их песни были грубоватыми и необидными, насмешливыми и всё же полными личного сочувствия. Они были поэтами своего времени и записали его как было – от оптимистичного “Я больше на кухне не жду перемен” до “Ты думал, что власть испугается криков, ты думал, что ты о…нный смельчак”.

Крови, крови! Я требую крови!
Зажарьте мне правильный стейк на огне.
Истина больше не в красном слове
А в красном мясе и красном вине.

30 лет

Ну вот, мне исполнилось 30 лет.
Я думал, как-то дольше всё это будет!

Азимов, The Foundation

Одно из известных произведений Азимова, но увы, начали за здравие, а кончили за упокой. Учёные предсказали распад галактической империи, и заложили основы звёздного государства, которое благодаря своему положению и обстоятельствам будет в эпоху феодальной раздробленности всегда на шаг впереди прочих. Останется в стороне от войн, из-за слабости будет вынуждено сделать ставку на науку, затем на торговлю, и каждый раз это окажется фактор, который определял в похожих обстоятельствах расцвет успешных стран.

То есть, мы читаем по сути историю любой земной империи, с той разницей, что стран на земле было множество и результат преуспевших во многом случаен, тогда как Основание/Фонд специально с самого начала расположено правильным образом, и далее на каждом повороте Азимов нам объясняет, как эти правильно выбранные отправные данные привели в нужные моменты к выгодным обстоятельствам. Конечно, его объяснения это фантазия на 3/4, но всё же книга этим увлекает.

И вот со второго тома юлу начинает шатать. Масштаб мельчает, вместо коротких зарисовок с промежутками в 50-100 лет начинаются по полтома приключений одного человека. На смену историческим закономерностям (пусть выдуманным) приходит дешёвая фантастика. Какое-то второе основание, которое управляет мыслями. Какие-то игры в прятки-догонялки с ними. Какие-то поиски Земли непонятно зачем, какие-то планеты-организмы, секретные организации поверх секретных организаций, и постоянно как от сглаза повторяют про план из первого тома, от которого уже остались одни лохмотья.

В итоге Азимов дописал до 500 лет из запланированных 1000, и записал себя в такой бредонос, что последние тома даже переводчики не понимали. Планета-экоорганизм (секретная) нашла какого-то мужика и поручила ему судьбу вселенной (чё), которую он тут же решил, и потом весь том ищет древнюю Землю (секретную), чтобы понять, зачем он так сделал (при чём тут Земля, не понятно никому из читающих). На этом феерверке праздник закончился и дальше книг нет.

А всё потому, что первая книга это “сборник рассказов, вышедших между 1942 и 1944”. А последняя – 1988.