С Новым годом!

С наступающим 2016 годом всех. Как всегда, время идёт слишком быстро. Пусть все будут живы и здоровы и сделают много такого, чтобы было не жалко прошедшего времени :)

Бункер 42

Был сегодня в бункере на Таганке. Интересное место. Вход – обычный особнячок 19 века во дворах. Это муляж, внутри толстенный железный проход и лестница вниз. Лестница крошечная, как в SCP, и очень длинная, больше 20 этажей. Когда думаешь, что уже скоро конец, проходишь надпись “вы прошли половину спуска”.

Сам бункер представляет собой длинные коридоры – похожие на обычные подземные коридоры, только стены обиты странным коричневым железом, в котором повсюду наугад понатыканы заклёпки – и 4 больших трубы, установленных параллельно, к которым эти коридоры ведут. Трубы устроены как тоннель метрополитена: такой же тюбинг (обивка стен), но раза в полтора больше диаметр. В трубах сооружены помещения. Наша экскурсия проходила только в одной из труб, есть и другие. Трубы длиной метров 75-150, помещений в них много, обычно идёшь по правой стороне, иногда труба доступна целиком (открытое пространство), иногда слева помещение, а у тебя остаётся как бы кусок трубы под коридор.

Я пока шёл от метро, представлял себе, что бункер небольшой; он действительно не огромный, но если посмотреть по карте, то видно, что он занимает под холмом приличную часть Таганки.

(На другом конце труб …)

На другом конце труб есть ещё один соединительный коридор между ними, а дальше два коридора, которые ведут на станцию Таганская кольцевой линии. Один, побольше, выходит глубоко в туннеле, другой на станции – на пути у выезда из туннеля, сразу после окончания обивки. Мы потом сходили посмотрели, дверь действительно есть. Экскурсия подходит к ней с другой стороны, но выход отделён небольшим помещением и сама дверь забетонирована. Так что имейте в виду, что когда стоите на Таганской-кольцевой, в нескольких метрах от вас за стеной гуляют люди.

Бункер находится на уровне кольцевой ветки, к ней и выходит ход на его торце, а над бункером проходит фиолетовая. Как видно по переходу между станциями, фиолетовая выше кольцевой метров на 5-6; когда ходишь по бункеру, над головой регулярно слышны поезда. Таганская-жёлтая (Марксистская) существенно глубже, её не слышно.

В конце был практический эксперимент – показали, как ощущается ядерный взрыв на такой глубине.

Мой главный вынос из этого бункера (pun intended)
1. Бункеры это интересно, спуск под землю ровно настолько секретный и прикольный, как я представлял в лучших фантазиях.
2. Блин, всё это правда существует!
3. Бункер хоть как бы и не гигантский, но занимает существенную часть холма. Подземные сооружения больше, чем я думал. Подземное пространство не бесконечно.
4. Секретные входы не обязательно должны быть даже невзрачной будочкой “вентиляции”. Они прячутся в самых обычных домах, про которые ничего не заподозришь.

Не поликлиника

Наш домашний проводной телефон подобен тем, что стоят в администрациях президентов. На таких не бывает дисков, они существуют для единственной цели: когда счёт идёт на секунды и ядерные ракеты уже взлетают из шахт, властные руки снимают трубку, голос произносит “Отставить” или “Остановить удар”.
На нашем кнопки набора есть. Но они не нужны. Потому, что по нему никто не звонит. И на него никто не звонит. За одним исключением.
Время от времени, когда красное зарево озаряет землю, когда Марс входит в фазу войны и стрелки индикаторов нейтрино по всей планете зашкаливает, а учёные испуганно поднимают глаза от своих адронных коллайдеров, где-то глубоко в бункере почти в полной темноте пожилая женщина, чей голос я уже хорошо знаю, откладывает стакан виски с содовой, протягивает руку к слепому телефону без диска, снимает трубку, дожидается, когда кто-нибудь в нашей квартире ответит, и спрашивает:
– Алло, это поликлиника?
– Нет, – отвечаю я, – Это не поликлиника. Вы снова ошиблись номером.
И поток нейтрино идёт на спад, красное зарево тухнет, ядерные ракеты прячутся обратно в шахты, и только тень проносится над землёй, люди ёжатся на её пути, а детям снятся плохие сны – проносится мимо.
Это ещё не поликлиника, женщина.
Не в этот раз.

“Шпион”

Дошли руки посмотреть “Шпиона” 2012 года по мотивам Акунина. Экранизация совсем недурная, пожаловаться не на что, снято неплохо. Герои даже нормально играют, особенно главный герой, только Бондарчук-Октябрьский портит впечатление.

Про чистку картошки

Страшная история. Уберите детей от экранов.
Как-то раз я чистил сырую картошку, а маленький нож, которым я это делал, затупился. Он почти ничего не чистил. Если нажимать легонько, не снималась даже грязь с кожуры, если чуть сильнее – поверхность просто мялась и размягчалась. Так что приходилось давить очень сильно. Практически сдирать слой картофеля, соскребать кожуру из всех сил. Х-ххххыть. Х-хххыть.

Представьте себе это тихое удовольствие, когда тупой, беззубо скребущий по корке нож цепляет-таки плоть и сдирает целый пласт картофельной кожи? Х-хххыть. Лезвие прорывает кожуру, врезается в ткань картофеля и тянет её за собой, отрывает от мякоти, срезает шмат и тот валится на дно раковины. И следующий поскрёб! Х-ххыть.

Картошки было много, так что эти движения, эту уверенную силу давления, этот сдирающий манёвр руки я заучил до автоматизма, запомнил ладонью и пальцами.
А на следующий день я брился.
Х-хххыть.

Романов-Октябрьский

Одно время мне новые книги Акунина казались никакими. Я говорю о серии “Смерть на брудершафт” и всяких “Квестах” и “Шпионских романах”. Казалось, что Акунин повторяет сам себя, пытается выдумать нового Фандорина, а у него не получается яркой, узнаваемой личности. Получается какой-то Романов, про которого читаешь десятую повесть и толком не помнишь, откуда и куда он бредёт. Или ещё более краткоживущие персонажи, возникшие на 1-2 книги.

И вот недавно я узнал, что Романов в “Смерти на брудершафт” это Октябрьский в “Шпионском романе” и “Квесте” (вот так невнимательно я читал), и вдруг всё стало на свои места. Я стал перечитывать книги, и теперь, когда я знаю, что это история изменения Романова, и знаю, от чего он начал и чем кончит, то их читать почти так же интересно, как классические фандоринские, а Романов-Октябрьский, возможно, и более интересный герой. Удивительно, как одна эта подробность меняет впечатление от книг. Во всём появляется смысл.

Google Pay

А что, в гугл-плей действительно нельзя публиковать даже бесплатное ПО, если не заплатить 25 баксов? Я тут написал штуку для московских велопарковок

Обычное приложение грузится полчаса, потом надо тыкать “Без регистрации”, потом у него данные на карте вчерашние, потому, что оно обновить не смогло, и непонятно, как я должен был об этом узнать.

А тут выбираешь несколько любимых парковок, запускаешь программу и сразу видишь, что сервер про них сказал.

Как её выложить-то теперь?

И ещё может кто знает, почему APK получаются такие огромные? Классов с гулькин нос, а скомпилированный код (.dex) 6 мегабайт.

Квалия или квалиа

Пока я мучаюсь над переводом книги, предлагаю дискач: Что делать со словом “квалия”? Дело в том, что оно пишется через последнюю букву “А”: “квалиа”. На мой вкус, это звучит и выглядит ужасно. Кроме того, как и любое слово-уродец, “квалиа” нельзя склонять:

Ощущение того, как поражённую часть тела что-то морозит, жжёт, щиплет или щекочет – это квалиа «боли», и когда из-за этого квалиа вы мучаетесь, злитесь или даже, может быть, радуетесь, вы тоже испытываете соответствующее квалиа.

Как будто в текст в этих местах влезает усатый повар-француз или итальянец. А название? “Квалиа сиреневого цвета” Ле пердю.

На язык само просится “Квалия”, которое прекрасно склоняется: “квалию, квалии, квалией”. Но если погуглить это слово, то первым результатом будет моя заметка про книгу, а дальше – чьи-то переводы манги. В википедии даже редиректа такого нет – значит, это страшный орисс, малоизвестная выдумка.

Я бы повоевал за обрусевший вариант, если б переводил какой-нибудь ключевой философский труд, но разумно ли это делать здесь? Научно-фантастическая повесть едва ли может задать стандарт перевода этого слова, значит, ей суждено будет оставаться “безграмотно переведённой”. И в то же время, “квалия” встречается в книге на каждой второй странице, обидно, если все они будут звучать пустой нотой неопределённого рода.

1. Нравится ли вам слово “квалиа”?
2. Считаете ли вы слово “квалия” безграмотным?
3. Какое слово правильнее использовать в переводе?

Что смотреть в осеннем сезоне

Кстати, сезон-то выдался неплохой.

Норагами Арагото для тех, кому нравится Норагами (он неплохой)
Young Black Jack
One punch man
Sakurako-san no Ashimoto ni was Shitai ga Umatteiru (Под ногами Сакурако-сан лежат в земле трупы)
Subete ga F ni Naru

Ни про один не могу сказать, что скучно. Норагами как Норагами, пока держит марку. Young Black Jack это про молодого врача, который выполняет невозможные операции, жанр серьёзный.
One punch man – стёб про ОЯ саларимана, который нереально overpowered. Дикий хайп по нему, сериал тысячелетия 111, но в общем-то и правда забавно.
Сакурако-сан про тётку остеолога, скелеты изучает, эдакий мертвецкий Шерлок Холмс со своим Ватсоном – тоже полусерьёзная подача, пока интересно.
Субете га Ф ни нару – Ноитамина по ВН-ке от KID и Такуми Наказавы (Ever17), что в ней будет – не знаю, но вы можете себе представить. Первая серия скорее хорошая Ноитамина, чем плохая, но тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.

Ну ещё Owarimonogatari, который всё равно все будут смотреть, но первые две серии уже сделаны так уныло, что можно смело дропать.

Настоящая раменная в Москве

На Мясницкой есть крошечная лапшичная, в которой подают рамен, неотличимый от японского. И обстановка такая же, как в японских забегаловках – даже стоячие места есть. Как будто маленький уголок вырезали и перенесли из Японии.
Меню обширное, блюда стоят 300-340р.. Но забегаловка действительно крошечная и именно такая, какие бывают забегаловки (быстро перекусить), поэтому приходить туда “посидеть” нет смысла. Негде сидеть.
В лапшичной есть автомат DyDo.