Большая правда и маленькая ложь

Людям с ненаучным складом ума часто кажется, что логика подчиняется законам веса. Положишь на одну тарелку весов много правды – и они стерпят маленькую ложь на другой. Так работает, в частности, ум верующих.

Я уверен, что почти любой верующий, если только он не шизофреник, обладает сомнениями. Можно сколько угодно прятать от себя факты и убеждать себя в “общепринятости” уже две сотни лет забытых заблуждений, но видя, какое количество людей говорит об обратном, и слыша пробивающиеся даже сквозь полное помутнение рассудка здравые аргументы, любой верующий не может не засомневаться. Пусть он не думает крамольных мыслей, но ощущает эту неустойчивость в глубине подсознания. Он боится правды так же, как человек из чулана боится света.

По-моему, всякий верующий так или иначе понимает, что фактические основания его веры – шатки.

Откуда же берётся эта слепая уверенность, с которой многие верующие защищают результаты своей веры, иными словами – веру в целом? Ведь если основание подгнило, о результатах, казалось бы, нечего и говорить?

Её обретают, исправляя (маленькую ложь большой правдой…)

маленькую ложь большой правдой. Свернув вначале на ложный путь, совершивший ошибку человек старательно идёт по нему строго прямо, и от этого ему начинает казаться, что большую часть дела он выполнил дотошно, и хотя на счёт того поворота есть сомнения, но уж во всяком случае результат по большей части успешен. Чем более решительные заключения делает человек из ошибки, тем крепче в нём чувство, что в основном он логичен.

Вот например, семьи, которые усыпляют питомцев в связи с сегодняшним Армагеддоном. Наверняка, какими бы туголобыми они ни были, им не пришло бы в голову убить зверя просто по религиозным соображениям. Представьте, включают они “Семейное радио”, а им говорят:
– Сегодня господь хочет, чтобы вы убили свою кошку. На то есть указания в Библии.

Наверное, эти люди испытают какие-то колебания. По правде сказать, кошка-то их любимая, а указания эти, если быть честными – как повернёшь, так и вышло. Конечно, верующий в этом не сознается, но он скажет “проповедник мог не до конца понять истину”, и суть будет та же.

А теперь включает верующий семейное радио, и слышит:
– Завтра у господа запланировано Вознесение. О дне и часе том не знает никто, но по указаниям в Библии всё однозначно вычисляется.
Само по себе это откровение так же беспочвенно, как указание убить кошку. Но оно не требует немедленных активных действий, которые заставят человека подвергнуть его правдивость оценке и сомнению. Вместо этого новость лишь служит почвой для логических рассуждений:
– Завтра Вознесение, так что мы с Земли улетим, а наша кошечка останется. Кто её будет кормить, кто будет поить? Как она будет без нас? Гуманней её усыпить, чтобы она не мучилась.

Теперь, если человека охватят сомнения – а они его неизбежно охватят, поскольку он, в конце концов, убивает любимую кошку! – он будет проверять истинность только последнего звена в цепи своих выводов:
– Хм-м. Кошку-то убивать жалко. Но с другой стороны, как ещё поступить? Не бросать же её на произвол судьбы…
Действительно, эта часть логична. Поэтому у говорящего сомнений в ней нет, и повторив её, он убеждает себя в логичности результата. Но это самообман, поскольку сомнения были, и были они в самом первом шаге. Если бы разум верующего был чуть менее отуманен верой, он бы не чурался тех мест, которые подсознательно кажутся ему шаткими, а наоборот, подвергал их самому пристальному вниманию:
– Хм-м. Кошку-то убивать жалко. А вознесение ещё, может, и ошибка…

Проблема в том, что бесстрастный наблюдатель, “проверяя” свои убеждения, будет стараться их опровергнуть – именно в этом суть проверки. Верующие же и глубоко убеждённые люди “проверкой” называют оборону своего мнения. Ещё раз извлекая свои аргументы по одному, они любуются ими, соглашаются, что доводы безупречны, и кладут на прежнее место. Неудивительно, что те аргументы, которые вызывают в них подспудное беспокойство, извлекаются реже других.

Девятый том Харухи Судзумии

В продолжении дискуссии, которую мы имели с другом, о том, как мемы есть очерствение сознания, выскажусь о девятом томе Харухи в виде известного мема.

Что я читал:
Девятый том Харухи.

Чего я ждал:
– Я-ху! Меня зовут Сасаки, я такая же дура, как Харухи, я сколотила себе команду, мы вызываем вас на дуэль! Ложись! Банзай!

Что я прочёл:
– Привет, это Сасаки. Я умная, сдержанная, ценю дружбу с тобой и жалею, что мы теперь редко встречаемся. Ко мне пришли пришельцы, путешественники во времени и экстрасенсы, но честно говоря, я их не заслуживаю, и предпочла бы одного человека – тебя. Странно… странно и грустно, что тебе больше нравится Харухи.

…Я, конечно, не знаю, чем закончится “Меланхолия”, но появление Сасаки убило любые шансы на романтику с Харухи. Слишком блеклой Судзумия-сан предстаёт в сравнении с бывшей фавориткой Кёна. За неимением альтернатив ещё можно было поверить, что бесконечные нарциссизм и недалёкость Харухи – симпатичные черты характера, но теперь…

Сасаки выглядит гораздо более взрослой, и по сравнению с её взрослыми чувствами и проблемами, Харухины дурачества и показушные эмоции только сильнее убеждают, что никаких настоящих забот у Харухи нет.

Default Programs Editor

Как известно, начиная с Windows Vista пропали старые окна настройки действий для типов файлов, а вместо этого появился упрощённый настройщик, позволяющий выбрать только главное приложение, открывающее файл – так называемую “Программу по умолчанию”.

Между тем, дополнительные действия (Edit, Print, Set as desktop background) никуда не делись, и их тоже часто хочется перенастроить. Для этой цели рекомендую утилиту, которой сам только что воспользовался и впечатления остались приятные:

Default Programs Editor.

Она умеет всё и больше, что умел старый интерфейс Проводника, и при этом бесплатна. Жалко только, что не open source – значит, рано или поздно станет платной. Ну что поделать.

Ano hi mita hana no namae wa bokutachi mada shiranai

Или “мы так и не узнали названия того цветочка”.

Действительно, в этом сезоне столько хорошего аниме, что даже непонятно, как его описывать. Вот в других сезонах просто. “По всем признакам, аниме перед нами убогое. ОДНАКО! Совершенно внезапно авторам удалось сделать лучшее аниме в сезоне!”

А сейчас я лишён слов и растерян, как копейщик без копья.

(далее)


Всё-таки попробую обкатанную дорожку. Конечно, ано хи – типичная экранизация ВН, причём таких, которые я бы назвал “ностальгическими” – в которых пути-дороги выросших героев разошлись, но вот пришёл час, и судьба сводит их снова, и над всем происходящим этой дождливой осенью витает дух того вечного лета, которое они в детстве провели вместе.

ОДНАКО! Совершенно внезапно…

Нет, серьёзно.

Совершенно внезапно ностальгическую ВН интересно смотреть.

Кто знает, какую комбинацию нетривиальности и волшебства подобрали сценаристы игры, но у них получилось именно то, чем мечтают стать все ВН о “том далёком лете, когда мы дружили”, и чем ни одна не становится:

Тёплое ламповое аниме. История, не перегруженная ни титястыми осананаджими, ни слезами об ушедшем. Просто история про друзей, которые расстались потому, что исчезло нечто их связывающее, и про то, как восемь лет спустя они пытаются всё исправить и сделать так, как было.

Но, конечно, обставляя бесконечное аниме о подругах детства и Том Лете В Третьем Классе, ано хи мита хана само шагает по всем жанровым чекпоинтам. Поэтому ждать от него слишком много не стоит. В конечном счёте, это просто хорошо написанный с трёхсотой попытки рассказ: основа в нём та же, что в 299 предыдущих редакциях.

Как ни крути, медведя из ежа не выйдет.

Тем не менее, сериал можно смотреть с удовольствием. Только жаль, что среднее качество сериалов про То Лето отпугнёт многих даже от этого, вполне приятного аниме.

Кстати, пришла посылка из Амазона

Между прочим, всё, о чём я пишу и что видите на фотках, можно свободно у меня взять почитать. Если вы в Москве. А также я всегда отдаю какие-нибудь диски с аниме и купленную сдуру ненужную мне мангу, так что спрашивайте.

(В посылке)

Английская “Меланхолия Харухи” и ещё три книги. Все в твёрдом переплёте, оригинальном оформлении и большого размера. Если японские покетбуки примерно с треть листа А4 и буковки в них маленькие, так что держать можно даже одной рукой, то американские – почти что в два раза больше и в длину, и в ширину.

Картинки все тоже растянуты.

Перечитывать в десятый раз я, наверное, не буду – купил для коллекции.

Пять книг по Коду Гиасса. Ну хорошо, пять ранобе по Коду Гиасса. Википедия обещала, что их авторы – Горо Танигути и Итиро Окоюти, то есть, режиссёр и сценарист эпического аниме-сериала соответственно. Но это враньё: сочинять подписали, как всегда, автора-контрактора.


Особой интриги в тексте нет, описываются чувства второстепенных и главных героев во время событий сериала. Не фонтан книги. Впрочем, читать можно, картинки красивые и вообще американское оформление очень и очень приятное. Даже в руках держать книги нравится. В общем-то, в руках держать их нравится больше, чем читать.

Последние два тома Тригана. В том самом официальном переводе, который невозможно читать. Но я уже настолько потерял нить сюжета, что мне хочется просто полюбоваться на картинки, а потом скачать сканлейты и разобраться, наконец, что происходило в манге.

Теперь у меня есть полная коллекция этого убожества, даже не знаю, радоваться или грустить.

И тома 13-17 Клеймора. Правда, с сюрпризом. Если помните, в прошлый раз Амазон первым прислал том из середины. Теперь он 13-го тома вообще не прислал. На складе кончился. Ну ничего, прочёл в сканлейтах…

Так вот, о манге. Когда-то я возлагал на неё большие надежды. К сожалению, они не оправдываются. Последние несколько томов Клеймор всё-таки выродился в бесконечные драки. Сюжет застрял, вместо похождений Раки, который просто не появляется, приходится читать о бессмысленных стычках Исли с севера и Ринул с востока (ну какая мне разница, кто кого порешит) и об однообразных экспериментах Организации по созданию очередных боевых тёток (я в них уже путаюсь).

Я уже готов поверить, что в Бакумане говорили правду, и журналы типа Shonen Jump действительно вынуждают авторов “отуплять” мангу и пихать в неё больше драк, поскольку никакого смысла тратить на них время я не вижу.

Ценность драки – не в процессе набивания морды, а в конфликте, который драку вызвал. Драка – это просто яркий способ выразить чувства героев. Например, когда Кёске почти дал папе в глаз, чтобы тот разрешил Кирино играть в эроге – это было интересно, поскольку стало ясно, как Кёске любит свою сестру. А если бы папа с Кёске тридцать глав напрягали рейацу и ударяли друг друга хиссацу ваза просто потому что это батл-шонен, то было бы разве что над чем поржать.

AniDB tool

Обновил AniDB tool, консольную утилиту для хеширования и добавления аниме на anidb.

Из интересного в обновлении добавилось распараллеливание работы. Медленных точек в программе три: таймауты AniDB (команды не чаще, чем раз в 2 секунды), чтение диска и вычисление хеша. Последнее – нагрузка на процессор.

С таймаутами AniDB сделать ничего не получится. Чтение диска тоже, в общем, не ускоришь, единственное, что можно сделать – это устранить любые промедления. Как только один кусок считывается, сейчас же надо начинать читать другой.

Для этого хеширование, обычно отнимающее примерно 30% времени, было вынесено из главного потока. Сам по себе MD5 вычисляется строго последовательно и параллелится очень плохо, однако хеш ED2k, который использует анидб, хоть и основан на MD5, но файл в нём разбивается на кусочки, каждый из которых хешируется, а потом от всех хешей берётся хеш. Поэтому хеширующих потоков можно сделать несколько.

К сожалению, так можно максимум устранить те самые 30%, поскольку чтение с диска всё равно никуда не денется.

Если здесь есть программисты, интересно, есть ли у кого-нибудь ещё какие-нибудь идеи, как процесс можно ускорить?

Всё должно быть файлами

Первое правило хранения пользовательских данных: всё должно быть файлами.

Букмарки, заметки, пароли, контакты, сохранённые игры, адреса серверов – каждый пункт списка должен лежать отдельным файлом, и если хранилище поддерживает группировку, то группы должны сохраняться как папки.

И наоборот, примеры того, как делать ни в коем случае нельзя:
– Нельзя хранить весь пользователський профиль в одном файле, как это делает Миранда.
– Нельзя хранить весь контакт-лист в одном файле, как это делает Remote Admin
– Нельзя хранить все заметки, контакты и букмарки в трёх файлах, как это делает Опера.

Почему нельзя?

Потому, что для файлов уже сделана куча полезных вещей, которые работают вне зависимости от содержимого. Например, вы можете вручную удалять и перемещать файлы. Объединять содержимое папок и синхронизировать их с помощью программ вроде Dropbox. Отправлять отдельные файлы по почте.

Всё это вы получите в подарок, просто если сохраните документы как файлы. Можно взглянуть иначе: все эти стандартные радости вы не отберёте у пользователя,если не решите хранить коллекцию документов в собственном приватном формате-архиве.

Дополнение.
Разумеется, лучше всего хранить данные не просто в файлах, а в текстовых файлах. В них легче находить изменения и другим будет проще работать с вашим форматом. Сейчас моден XML, но я бы не стал использовать его без прямой необходимости: достаточно текста, любого текста.

Ещё одно правило: все пользовательские данные должны храниться в %USERPROFILE%\AppData\YourAppName. Тогда они не только будут переноситься с компьютера на компьютер при включенных Roaming Profiles, их ещё и будут автоматически бэкапить вместе со всем профилем пользователя.

Играйте по правилам, и совершенно бесплатно получите огромное количество бонусов.

LastPass FAIL

На примере LastPass только что можно было убедиться, что дуракам не надо грабель, они на пустом месте лоб расшибут.

Что случилось:
Кто-то из LastPass заметил в логах подозрительные обращения к серверам. Не взлом, хочу заметить. Просто повышенную активность, которой они не нашли объяснения. В результате этой активности могла быть скачана пара сотен аккаунтов из миллиона.

На всякий случай цифрами: 100 из 1 000 000.

Эти скачанные аккаунты были зашифрованы, так что даже если они попали бы к злоумышленнику, никто не смог бы их прочесть! Тем более, что и злоумышленника, скорее всего, не было. В общем, как в игре Pandemic 2, на Аляске кто-то чихнул – SHUT. DOWN. EVERYTHING.

LastPass решили выпендриться и показать, как серьёзно относятся к безопасности.

Они заставили весь миллион пользователей сменить пароли.

Остановимся на минуту и сделаем то, чего не сделали в LastPass: задумаемся над последствиями. Чем чревата одновременная смена паролей всеми пользователями сервиса?

Ну во-первых, перегрузкой серверов. Что и произошло. Сервера LastPass весело легли и последние два дня почти не шевелятся. Из-за этого пароли сменить невозможно, а поскольку это требуется для продолжения работы, никто не может работать! А так как в LastPass хранятся все пароли, то десятки тысяч человек упорно долбят клавиши F5, всё повышая нагрузку на сервер.

Во-вторых, тестировать систему было некогда, и в результате у половины смена пароля не работает, а у другой половины работает, но данные перешифровываются с ошибкой. Таким образом, счастливчики, прорвавшиеся на взмыленные сервера, своими руками уничтожают всё своё хранилище паролей. И всё равно не могут продолжать работать.

И наконец, если загадочный хакер действительно взломал сервера LastPass, получил к ним доступ, и не знает теперь, что делать с зашифрованными данными, а тут все пользователи подключаются и шлют ему сначала свои старые, а затем новые пароли, как вы думаете, что он скажет?
Он скажет “Спасибо”.

Да и каким образом вообще могла смена пароля защитить от подбора старого, слабого пароля к уже скачанным данным? Украденное злоумышленником не перешифруется магическим образом новым, сильным паролем.

Из-за весьма ветренного подозрения на то, что 100 из 1 000 000 аккаунтов могли быть скачаны (при этом оставаясь зашифрованными и бесполезными), LastPass обрушил на несколько дней весь свой сервис, лишил десятки тысяч доступа к своим паролям и украл у них огромное количество времени.

Выпендрились, что я могу сказать.

Бакуман такой Бакуман

Херп дерп.

Затянут, конечно, и простоват, но интересен. Жаль только, что про сочинение мало рассказывают. “Левел-ап. Стиль героев улучшился! Сюжеты стали интересней!”

Об ответах

Наверное, нужно мысленно исключить из списка возможных реакций на чужое письмо вариант “отвечу или откомментирую потом”. Он просто значит “никогда не отвечу и не откомментирую”. На следующее утро, вечером после работы, в ближайшие выходные… все эти дни никогда не наступают.

Либо отвечаешь сразу же, либо оставляешь без ответа навсегда. Если тема важная, и оставить без ответа нельзя – значит, надо собраться с мыслями и подумать, что хочешь сказать. Откладывать бессмысленно, думать за тебя никто не будет.

Единственное, что тревожит меня в таком образе мыслей – не выйдет ли, что большинство тем я начну считать незначительными, и ещё сильнее замкнусь в себе? Ведь помимо желания что-нибудь писать и умения писать необходима ещё воля и осознание важности избранной темы. Иногда хотел бы написать о чём-то, но физически не можешь потому, что подсознание не считает тему важной или твои мысли заслуживающими формулировки.