Русское авось

Бывают ситуации, в которых нужно быть начеку, а невнимательность может дорого стоить. Интуиция непрерывно следит за происходящим и в таких случаях будит нас. "Так, мне нужно быть внимательным, нужно прочесть этот договор. Этот человек может меня обмануть. Надо подготовиться, чтобы завтра не попасть впросак".

Обычно это помогает собраться и решительно сделать то, что нужно. Но я заметил, что иногда бывает наоборот. Иногда я не делаю нужного, и при этом вместо тревоги чувствую себя почти спокойно! "Я преувеличиваю, всё будет в порядке, как-нибудь обойдётся".

Вспомните, как подписывали контракт на какие-нибудь недешёвые услуги. Читали вы его? Если там 4 страницы, то возможно. А если 40, то вы открыли его, пролистали, бросили взгляд на параграфы там и тут и сказали себе "ну, я не увидел ничего такого, да и все подписывают". "Там разберёмся, если что-то случится".

В принципе, механизм этого понятен. Осознание своей уязвимости это тревога. Тревога вызывает желание действовать. Это то самое мобилизующее чувство, которое будит и заставляет подготовиться. Но когда подготовка сложная, а риск и тревога круглые сутки, то браться за неё тоже стресс. И жить дальше в тревоге – стресс. Поэтому голова выключает тревогу. Голос "TERRAIN AHEAD! PULL UP!" замолкает, лампочка на приборной панели гаснет. "Ну хорошо, хорошо, наверное, это всё не так страшно".

Так вот! Ведь это же оно! То самое загадочное непостижимое русское авось. Фатализм вперемешку с оптимизмом. Вера, что повлиять на жизнь никак нельзя, но всё как-то само уладится.
Это просто психологическая защита застрессованного мозга. Какие обстоятельства могут привести к тому, что эта черта станет характерной, национальной чертой? Беспомощность и жизнь, полная тревоги.

Напишите комментарий:

Если хотите, можно залогиниться.

*