Грег Эган – Ортогональный цикл

Скамейка мехмата, если вы не слышали об этих книгах, доставайте свои вувузеллы, вы будете куплены с потрохами. Рано или поздно кто-то должен был написать книги в таком ключе, но требовалось действительно физмат-образование, а не та фигня, которая обычно есть у авторов научной фантастики. Ну и литературное мастерство, естественно. По второму пункту Грег Эган годен, по первому он подходит на 150%.

Orthogonal – это книги о волшебном мире, в котором звёзды оставляют на небе радужные следы, цветы светятся по ночам, герои этих книг бесформенные существа с двумя парами глаз и шестью руками. Время в этом мире устроено так же, как пространство. В метрике рядом с координатой времени стоит тот же знак, что рядом с X, Y и Z. Она им ортогональна. В их четырёхмерном пространстве-времени просто четыре равнозначных измерения.

Этот мир физически обоснован. Всё волшебное и загадочное в нём не случайно, автор сел и продумал, как мир устроен, как работает в нём гравитация, электромагнетизм, квантовая механика, нашёл подходящие условия, при которых могла бы существовать материя и какой бы она была, как устроена химия, как могла бы быть устроена биология. Все три книги герои-умняши разбираются в физике своего мира и покоряют его, и вместе с ними разбираетесь вы.

(далее)

Конечно, без условностей продумать на физическом уровне другую реальность тяжело. Мы в настоящем-то мире не всегда можем угадать, как сочетаются известные нам законы. Но те, кто читает такую вводную, часто недооценивают хардкорность книги. Ну что там может быть, научная фантастика с какими-то заигрываниями с физикой, правильно? Раз говорят, что хардкор, то про СТО что-нибудь будет.

Вот примерно то, что вас ждёт (разделы тёмным цветом). Бледный цвет это дополнительные главы для любопытных. Это уже не научная фантастика, а почти фантастическая наука. По этому материалу можно прочесть курс теории относительности и теории поля посторонней вселенной, и неплохо, чтобы его кто-нибудь правда прочёл, потому, что благодаря таким примерам можно яснее понять в том числе и физику собственного.

Между этими главами обычные книжные главы, написанные в спокойном и взрослом ключе. Герои симпатяшки, и даже злодеев-то толком нет, хотя какие-то силы косности регулярно отсвечивают. Флегматичная толстенькая Ялда, верные Карла и Карло, предприимчивый Юзебио ближе и симпатичнее многих человеческих героев. Терпеливые умняши побеждают несправедливости природы и общества, как за них не болеть?
Внезапно и с художественной точки зрения книги интересны, как интересна жизнь людей в разных утопиях и антиутопиях, отличия в их привычках и в том, что кажется им естественным.

Я читал буквально несколько книг, которые стоят особняком среди прочей околонаучной фантастики тем, что настоящие, не поверхностные: о чём бы они не говорили, они разбираются в этом не хуже читателя. Одна из них это хорошо известный HPMOR. “Ортогональный цикл” не похож на него, но вызывает похожее удовольствие. Он проработан в другом, но это такая же редкая, сложная игрушка для ума.

7 комментариев

  1. Anonymous
    29 May, 2018 в 02:14 | Ссылка

    В рамках оффтопа: а про Рюкера что скажешь? В частности, тетралогия «Ware» (http://www.rudyrucker.com/wares/cc_downloads/).

    1. himself
      29 May, 2018 в 11:45 | Ссылка

      Не знаю, а интересно? Я пробовал “Нейромантика” Гибсона, но что-то не зашло, теперь прямо не знаю про старый киберпанк.

      1. Anonymous
        29 May, 2018 в 19:43 | Ссылка

        Не знаю. =)

        Я прочёл все четыре книжки на одном дыхании. Да и вообще поостерёгся бы, во–первых, относить Рюкера к «старому киберпанку» — кроме извечных вопросов в духе «может ли кусок кода считаться личностью?» и некоторых формальных элементов жанра, там того киберпанка не очень чтобы уж много.

        И во–вторых, не стал бы судить о жанре в целом только лишь по Гибсону — на мой вкус он всё же нудноват. В своё время, помню, продирался сквозь Sprawl trilogy как через колючий кустарник, медленно и печально.

        Ну и чтобы два раза не вставать: Neal Stephenson. Опять же, за «Snowcrash» и «Diamond Age» часто относим к киберпанку, но большая часть вещей у него просто добротный sci-fi / альтернативная история. Пишет много, разгоняется медленно, но к середине книжки уже за уши не оттащишь.

        1. himself
          1 June, 2018 в 14:22 | Ссылка

          О, я как раз Стивенсона прочёл “Анафему”. Гибсон да, ко всему прочему, в переводе Sprawl ещё стал “Мурашовником”, что добавляет какого-то странного колорита.

  2. DS
    31 May, 2018 в 16:50 | Ссылка

    Ну и ну! Похоже что Грег Эгон это автор, действительно с воображением. На моей памяти крайне мало книг, где действующие персонажи не были бы людьми или им подобными гуманоидами.
    \Хотя навскидку могу вспомнить разведчика Дрога – из рассказа “Охота”, Роберта Шекли – главный герой абсолютно не человек и не гуманоид.
    \Под определенное настроение, в свое время книги Уильяма Гибсона прочитал просто на одном дыхании. Он действительно хороший фантаст – у него есть очень много действительно интересных эпизодов, и фантастических вещей которые появляются в наше время или появятся в ближайшем будущем, а он про это уже написал.

    1. himself
      1 June, 2018 в 14:23 | Ссылка

      Хм, может, надо было в английском читать Гибсона.

    2. Anonymous
      1 June, 2018 в 16:48 | Ссылка

      Насчёт Гибсона — IMHO, он скорее любим не за то __как__ он пишет, но за то, __что__ он описывает, в частности, футуристические, неоново–грязно–нуарные миры «Моста» и «Муравейника».

      И да, с переводами всё становится ещё печальнее. Хороших назвать не могу, даже Черткова.

    Ответьте himself: Я передумал

    Если хотите, можно залогиниться.

    *